Опять наступает сентябрь, который в нашей памяти и наших сердцах с детских лет связан со школой и в последующем с воспитанием детей. И трудно удержаться от разговора на эту тему. Раз так, давайте не подавлять это желание! Возьмём и поговорим!
Воспитание – дело сложное. Оно не ограничивается отдельными поступками и правильными словами, а нередко измеряется годами жизни ряда поколений.
И еще.
Как известно, избыточное «манипулирование» человеком (принуждение к определенному поведению, манерам, высказываниям, мыслям и т.д.), алгоритмизация или кодирование, превращает человека почти что в куклу, марионетку, биоробота или еще называйте как угодно, по-народному. Главное здесь в том, что при любом раскладе «страдает» не только тот, кого всячески «строят», подавляют и ограничивают (условно, как «раба», даже в случае гиперопеки, якобы в благих целях), но и тот, кто всё это проделывает над другим (по сути, «зеркалит» наоборот, в качестве «опекуна, хозяина, рабовладельца»). Они в одной связке. Как в случае отдельных личностей, так и в случае отношений власти с подвластным населением. Таков, если можно так выразиться, «принцип деградации» современной технократической цивилизации. В полном согласии с поговоркой «рыба гниёт с головы»!
Поэтому нас и привлекает конструктивный выход «за пределы» излишних ограничений, разумное творчество, и простое «живое» мышление. Для размышлений по этому поводу предлагаем найденный нами на просторах интернета материал.
От редакции
КОГДА ДАВАТЬ СВОБОДУ РЕБЁНКУ
(или О СТРЕМЛЕНИИ «О-БЕЗ-ОПАСИТЬ»)
...Власти давно разговаривают с жителями как с маленькими недееспособными детьми, которых надо:
а) обезопасить от всего;
б) развлекать;
в) тотально контролировать, чтобы не дай бог, что-нибудь с собой не сотворили.
Примат (мне все же кажется, что здесь вернее слово приоритет) человеческой жизни, как высшей ценности под звёздами, звучит прекрасно. Сколько в этом человеколюбия и правильности. И какие ядовитые плоды произрастают на этом развесистом прекрасном дереве: жить любой ценой.
Януш Корчак сформулировал концепцию права ребёнка на смерть.
«Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни; не желая, чтобы он умер, не даем ему жить...
- Страх за жизнь ребенка соединен с боязнью увечья;
- боязнь увечья сцеплена с чистотой, залогом здоровья;
- тут полоса запретов перекидывается на новое колесо: чистота и сохранность платья, чулок, галстука, перчаток, башмаков.
- Дыра уже не во лбу, а на коленях брюк. Не здоровье и благо ребенка, а тщеславие наше и карман.
- Новый ряд приказов и запретов вызван нашим собственным удобством. "Не бегай, вспотеешь. Не бегай, забрызгаешься. Не бегай, у меня голова болит».
То есть, объявив жизнь ребёнка высшей ценностью, родитель за несколько ходов приходит к собственным интересам: «Не дёргай, у меня голова болит.» Трёхходовка.
Ровно то же самое прокручивается и со взрослыми.
- Сначала объявляется высшей ценностью человеческая жизнь.
- Потом государство берет на себя функции по её защите.
- А потом говорит когда и кому надеть маски, изолирует здоровых, называя их больными, указывают, где и как человеку ходить по тротуару.
Капризные, уставшие, утомленные развлечением и гиперопёкой дети, изнывая от скуки, превратившиеся в тиранов, для которых шагнуть в окно - остаётся единственной возможностью вырваться.
Капризные, уставшие, утомлённые развлечениями и гиперопёкой взрослые с травмами как автоматами наперевес - имеют ровно то же богатство выбора как и их дети.
Много вижу депрессивных постов в сети. О безысходности. О том, что некто пришёл и уничтожил (вариант: не построил) жизнь моей мечты.
Вылизанные, мёртвые пластиковые детские площадки как аналог вылизанных, мёртвых, понтовитых интерьеров и салонов. Вы умираете в них заживо, ровно так, как спасая от смерти нон-стоп собственного ребёнка, отнимаете у него жизнь.
Кто первый халат надел, тот и доктор.
Кто первый объявил себя жертвой, тот и рулит.
...Дать ребёнку жить. И умереть. И свободу дышать.
Дать себе то же самое...
Здесь мы видим подтверждение того, как работает цикл:
- начиная контролировать (не управлять, задавая пределы - а выстраивая границы), металл старшей системы выхолащивает жизнь из Ветра системы поменьше
- формируется зависимость (читай предыдущий пост)
- зависимые сами себе подкрепляют заданные рамки - и легко влипают в новые, когда придают значение Внешнему, как авторитету (отдавая управление своей жизнью чужому Металлу)
- если Металл чужой - то и ресурс, прибыль, что выходит в результате цикла, тоже не наша
- стремление обезопасить уничтожает жизнь.
К вышеприведенному посту меня зацепил один тред, о разумной безопасности для ребенка, что я вам и приведу частично:
Читатель: Вроде бы, и правильно написано, но что-то царапает, с чем-то невозможно согласиться... Ребёнок не имеет жизненного опыта. Моя внучка в 4 года вбила себе в голову, что будет летать. Вот будет и всё тут! Сколько же мне надо было приложить усилий, чтобы (нет, не объяснить - бессмысленно это тогда было) спасти - на чердак лезла, чтобы из окна "полететь" и т.д. А если бы не спасла?! Это ты называешь правом на смерть? Кому бы было хорошо?
Автор: я предположу, что в 4 года ваша внучка решила полетать, потому что приблизительно в 6 месяцев и в год ей не было дано возможностей как следует падать: с дивана, со стула, с кресла. Она не разбивала себе лоб, не ревела от боли в достаточной степени. Ее страховали. У неё к 4 годам не было сформировано вот ровно того жизненного опыта, который так нужен для выживания.
Природой очень мудро все устроено. В очередной раз.
У ребёнка есть уникальный период с 6 месяцев до года: косточки пластичны как хрящи. И перелом в 7 месяцев - это надо реально взять и сломать ребёнку руку. Этот тот возраст, когда нужно падать, разбивать нос и реветь нон-стоп. Просто до 4 лет вам хватало сил создавать безопасность. А дальше - нет.
Многие держат безопасный кокон ненаступления ответственности и до 18 лет. А потом - покупают БМВ.
Концепция «полетать с крыши» может прийти в голову в любом возрасте. Если до этого более мелкие решения так и остались ненаказуемы и сошли с рук усилиями заботливых взрослых.
Поэтому в ее 4 года вам пришлось приложить тройные усилия, чтобы не дать получить такой опыт.
И самое обидное тут вот что: однажды наступит момент, когда бабушка не успеет. Тупо больше не будет рядом.
Приведённый вами пример - ровно иллюстрация того, о чем идёт речь.
Поэтому, кстати, так много печальных историй, как после ухода из жизни заботливого старшего, взрослый ребёнок летит под откос вверх тормашками.
Кстати, если не страховать младенца, вы сможете наблюдать удивительный природный механизм работы чувства самосохранения.
Как 6 месячный ребёнок слезает с дивана на пол, например. Как он тщательно страхуется. Как кидает вниз пеленочку. Чтоб пониже. Ка... Ещё:
Читатель2: мой полуторагодовалый ребенок хотел освоить лестницу на второй этаж, мы его ловили, направляли, учили. Потом я поняла, что меня может не оказаться рядом с ним. Пришлось стиснуть зубы, взять себя в руки и, замерев от страха, дать ему самому подойти к краю и, как учили, спуститься вниз. Грохнулся с нее, кстати, лет в десять только.
Читатель3: все так. Под каждой буковой подпишусь. Разница между детьми, которым во младенчестве давали волю - и теми, которых страховали, неуловимая, но какая-то фундаментальная. Не в пользу вторых.
Читатель1: Отличный ответ! Я сама педагог, а вот ведь... опропендосилась )) Кстати, вспомнила, что сыну своему позволяла именно приобрести опыт падения, прочитав в своем молодом возрасте о том, о чем ты пишешь. Это был кошмар ужасный! Он летал откуда только можно! Ронял на себя табуретки. Но когда он в 2 года уронил на себя тяжёлую тумбочку и чудом не повредил себе что-то серьёзно, мое терпение кончилось! Стала страховать, конечно! А в 9 лет, играя с мальчишками на стройке, упал в открытый люк на горячую трубу - тяжёлый ушиб мозга. Долго восстанавливали координацию движений. Я не знаю, нужен ли был этот опыт и ему, и мне... Сейчас ему 42. Больше 20 лет за рулём. Плюс мотоцикл - мой непреходящий кошмар! Кстати, на одной руке у него 9 переломов, перелом ключицы и так еще всего по мелочи...
Автор: есть базовые инстинкты. Свойственные человеку как животному. Если их знать, и знать время их появления, можно и нужно их использовать, как серфер волну…
Например, норм, когда маленький ребёнок пуглив и недружелюбен к чужим. Это про границы. Умение их выставить.
Но мы ломаем этот инстинкт своим: «Ну, улыбнись тёте. Дай дяденьке ручку. Поздоровайся с тетей Мариной. Возьми конфетку. Дай Витеньке свой паровозик. Спой песенку...» etc. Все те же нормы социального поведения легко объяснить тремя годами позже. А сейчас - работает природа. Но мы ломаем механизм.
Когда маленькие котятки бегут от ваших ласковых касаний в дырку подвала - это стратегия выживания. А когда весело машут хвостиками и бегут к вам - это тоже стратегия. Но другая. В природе - работает первый механизм. В социуме - второй. Человеку нужны оба. Но когда первый гасят в ущерб второму - тогда в 40 лет человек приходит к психотерапевту с неумением выстроить собственные границы и тотальной неспособностью сказать «нет». Как пример.
Я думаю, что свободу ребёнку дают в тот момент, когда больше не могут его страховать. Кто-то - в 7 лет, кто-то - в 18. (А кто-то - никогда.)
И во всех случаях - поздно. Как насчёт 5 месяцев, а не 5 лет? И отдавая себе отчёт, что упасть с дивана - одно (и тоже риск), а выпить уксус - другое.
Читатель4: Мне 43, ребенку 2.4. Имею нехреновый шанс не дожить до выпуска дИтачки из родного гнезда. Так что, как мать-ехидна, даю падать, прыгать, балансировать, лазить, пить молоко из холодильника и плескаться в речке, в которую впадают родники. Прыгать по лужам, ковыряться в грязи и играть с настоящими инструментами. Разумеется, страховка, чтоб не убился, объяснение всего и вся, обязательное мытьё рук и прививки. А иначе как? Как уйти и оставить без базиса?
Автор: это большое искусство. И нервы. И работа над собой каждую минуту практически. Это сложно. И счёт сложный. Результаты сильно отложены во времени. Так сильно, что вряд ли свяжешь желание адреналинового риска за рулём с отсутствием падений с дивана.
Предлагаю поразмышлять над стремлением к безопасности!
Источник: https://sava-do.livejournal.com/947891.html