20 Март, 2014
С кем бы был сегодня Высоцкий?

Помнится, в 90-е гг. некоторые задавались вопросом: если бы Высоцкий дожил до наших дней, с кем бы он был - с демократами или с коммунистами? Я бы ответил на него так: Высоцкий был бы с честными людьми.

оживи Владимир Семенович до наших времен, переживи он бардак и смятение 80-х, опустошение и беспредел 90-х, лицемерие и дутое процветание "нулевых", испытал бы он, наверное, величайшую душевную трагедию в своей жизни. Звучит кощунственно, но все-таки, слава богу, что Высоцкий ушел тогда, не увидев приватизации и глобализации.

Владимир Высоцкий - это такая исполинская глыба, что даже сегодня в совершенно другой стране и другой исторической ситуации его гражданская поэзия и сама его незаурядная личность остаются оружием в идейной борьбе. Воспользоваться этим оружием - острым и воистину "бронебойным" - хотели бы все. Поэтому "борьба за Высоцкого" сегодня актуальна по-прежнему.

Смерть Высоцкого - смерть современной русской поэзии

Давайте вспомним кадры старой кинохроники: 60-е годы, битком набитые народом залы на вечерах поэзии Рождественского, Евтушенко, Окуджавы. Человеку, живущему сегодня, кажется невероятным, что поэтическое слово могло вызывать такой общественный интерес. Точно сказано: "поэт в России - больше, чем поэт". Так было и до 1917 г., и после революции. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский - каждый из них оказал на общественное развитие России не меньшее влияние, чем самые крупные политики и политические мыслители.

Интерес общества к поэзии стал затихать уже к началу 80-х гг. Высоцкий же наперекор этой тенденции удерживал всеобщий интерес к своему творчеству даже после смерти. Его стихи в СССР знали и ценили все - от членов ЦК и академиков до последних забулдыг. Он был действительно всенародно любимым поэтом, властителем дум, являясь при этом глубоким и прозорливым мыслителем.

И он, по всей видимости, остался последним Великим Поэтом на Руси - после него равного ему уже не было и, боюсь, не будет, по крайней мере в обозримой перспективе. Потому как в "рыночном обществе" исчез спрос на "поэтов больше, чем поэтов", а поэзия сделалась изысканным деликатесом для узкого круга эстетов.

Песни Высоцкого не утратили ни грамма актуальности, по-прежнему выступая за справедливость, против подлости, предательства, лицемерия. Они взывают к людской совести одной лишь своей невероятной энергетикой ("Я не люблю", "Охота на волков", "Парус"), повествуя, казалось бы, об отвлеченных вещах.

Был ли Высоцкий антисоветчиком?

Ныне стало модно "выискивать антисоветское в советском". Антисоветской объявили даже песенку Андрея Миронова "Остров невезения" из фильма "Бриллиантовая рука". Якобы это едкая сатира на советскую действительность. Надо обладать изрядной фантазией, дабы усмотреть такое! Советские граждане просто наслаждались блестящей комедией и веселыми незатейливыми куплетами. Вряд ли они могли узреть в "Острове невезения" свою страну. "Крокодил не ловится" - это о державе, за несколько лет до того отправившей первого человека в космос? Самая читающая страна - "несчастные дикари"? Ведь то поколение, несмотря на бытовые трудности, искренне гордилось своей Отчизной, ее достижениями и верило в светлое и счастливое будущее.

Патриотом был и Высоцкий. Он немало поездил по миру, у него были все возможности остаться "за бугром", сменив служение родному народу на безмятежное благополучие эмигранта, вещающего на СССР через "вражью радиоволну". Высоцкий этого не сделал. Невозможно представить его лебезящим перед иноземными послами, дабы получить вожделенный "грант" или рупором "цветного Майдана", отрабатывающим деньги иностранных фондов и спецслужб.

Да, Высоцкий относился к советской действительности критически. Собственно, критическое отношение к действительности присуще всякому честному и умному человеку. Творчество Высоцкого пришлось на эпоху "застоя" - очень сложное время, когда в СССР нарастали и обострялись социально-экономические противоречия. Страна теряла прежнюю динамику развития и разъедалась изнутри как "сверху", со стороны оторвавшейся от народа партийно-бюрократической верхушки, так и "снизу", со стороны обывательской массы, смутно ожидавшей "перемен" и прорыва к сытой "западной" жизни.

Эти противоречия нашли наиболее яркое и острое отражение как раз в творчестве Высоцкого. Причем не столь-ко даже в шуточно-сатирических песенках, высмеивавших обывательщину с ее предрассудками, жадностью и тупостью (напр., "Слухи"), сколько в пронизанных нечеловеческим напряжением, болью мятущейся души энергетических балладах вроде "Охоты на волков", "Паруса" или "Коней привередливых".

Противоречия эпохи нашли отражение и в актерских работах Высоцкого, в их напряженности и экспрессивности, в частности в гамлетовском "Быть или не быть? - Вот в чем вопрос". В этом и состояла его гениальность: он ухватил противоречия и передал их в образно яркой, пророчески глубокой и в то же время доступной народу форме. За это он и был неугоден тем, кто пытался сделать вид, будто в стране "все хорошо" и иначе в эпоху "развитого социализма" быть не может, а значит, ничего менять не надо.

Высоцкий был честен перед собой и народом, что, собственно, и обернулось для него жизненной драмой. Не мог он думать одно, а говорить, писать и петь совсем другое в угоду карьере и благополучию. Да, он высмеивал определенные стороны и явления жизни в СССР, изобличал нараставшую фальшь и несправедливость, но делал это прямо, а не таил злобу, чтоб выплеснуть ее ядовитой слюной, когда, "даст бог, настанут другие времена".

Свести поэтическое творчество Высоцкого к критике "коммунизма и основ советского строя" вряд ли у кого получится. Достаточно взглянуть на роли, сыгранные Высоцким в кино. Думается, он не стал бы играть то, что для него идеологически чуждо. А лучшая роль Высоцкого, сама его сущность, - Глеб Жеглов, образец бескомпромиссного чекиста-муровца, очищающего Москву от уголовной нечисти ("Вор должен сидеть в тюрьме!"). Или интереснейшая роль Высоцкого в киноленте "Интервенция". Фильм, конечно, весьма своеобразный, выдержанный в гротескных формах, но руководитель красного подполья в Одессе, беззаветно преданный своей идее, готовый пойти на казнь, выглядит в исполнении Высоцкого более чем убедительно. Полагаю, эта роль может многое сказать о личном отношении Владимира Семеновича к тем событиям отечественной истории, что рисуются ныне в исключительно черных и мрачных тонах.

Высоцкий точно предчувствовал грядущую развязку нараставших противоречий, приближение "перемен". И отношение к этим переменам, которые вылились в торжество мародеров и негодяев, Высоцкий исчерпывающе выразил в последних строках стихотворения "Я не люблю":

Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

Высоцкий о Великой Отечественной войне

Для меня вернейшим критерием честности и порядочности служителя культуры является его отношение к Великой Отечественной войне. Ес-ли деятель позволяет себе неуважение к памяти о войне, смакует наши неудачи и поражения, позволяет себе "шуточки" вроде известного высказывания про "баварское пиво", тон, простите за прямоту, - мразь, которой даже руку подать зазорно! Стихи и песни о войне - это, пожалуй, самое глубокое, что есть у Высоцкого. "Братские могилы" - настоящий шедевр, сравнить с ним можно лишь "День Победы". Всего 16 строк, но в простых и суровых, будто вытесанных из гранита фразах выражено все: и величие Победы, и стойкость наших воинов, и горесть потерь, и по-мужски скупое, без лишних стенаний почитание павших.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

"Фронтовая" поэзия Высоцкого настолько реалистична, что известны факты, когда люди принимали поэта за фронтовика, участника войны, хотя в 1945-м ему было всего семь лет. Сам Высоцкий на это ответил следующими строками:

Вот спрашивают:
- Попадал ли в плен ты?
- Нет, не бывал - не воевал ни дня!
Спасибо вам, мои корреспонденты,
Что вы неверно поняли меня.

Правдиво написать о великой войне, не участвуя в ней, мог только предельно искренний человек. Не просто изучивший войну по книгам и рассказам очевидцев, но всем сердцем проникший в чувства и переживания людей, прошедших бои, невзгоды, потерю друзей. И в результате родились "Песня о Земле", "Мы вращаем Землю", "Он не вернулся из боя", "Звезды", "Песня летчика-истребителя"...

Во многих своих произведениях о войне Высоцкий касался запретных прежде тем, но касался их отнюдь не в подленьком стиле нынешних "правдоискателей", выискивающих всевозможную "чернуху". Нет, Высоцкий как глубокий мыслитель видит всю трагическую противоречивость событий и процессов. Например: известно, что во время войны заключенных по их прошениям отправляли на фронт в штрафные части. У меня недавно вышел спор на такую тему с приятелем: он заявил, что вот, мол, до чего Сталин докатился - бросал в бой уголовников. А Высоцкий на эту тему пишет песню "Все ушли на фронт":

Все срока уже закончены,
А у лагерных ворот,
Что крест-накрест заколочены,
Надпись: "Все ушли на фронт".
За грехи за наши нас простят, -
Ведь у нас такой народ:
Если Родина в опасности -
Значит, всем идти на фронт.

Здесь заключена квинтэссенция подвига, совершенного нашим народом в сложную и противоречивую, но великую и славную эпоху, которая нашла самое глубокое исчерпывающее отражение в творчестве Владимира Высоцкого.

Дмитрий КОРОЛЁВ
Источник: tr.rkrp-rpk.ru

А вот интересное стихотворение В.Высоцкого, одно из первых. Оно написано Володей 8 марта 1953г.


Моя клятва

Опоясана трауром лент,
Погрузилась в молчанье Москва,
Глубока её скорбь о вожде,
Сердце болью сжимает тоска.

Я иду средь потока людей,
Горе сердце сковало моё,
Я иду, чтоб взглянуть поскорей
На вождя дорогого чело...

Жжёт глаза мои страшный огонь,
И не верю я чёрной беде,
Давит грудь несмолкаемый стон,
Плачет сердце о мудром вожде.

Разливается траурный марш,
Стонут скрипки и стонут сердца,
Я у гроба клянусь не забыть
Дорогого вождя и отца.

Я клянусь: буду в ногу идти
С дружной, крепкой и братской семьёй,
Буду светлое знамя нести,
Что вручил ты нам, Сталин родной.

В эти скорбно-тяжёлые дни
Поклянусь у могилы твоей
Не щадить молодых своих сил
Для великой Отчизны моей.

Имя Сталин в веках будет жить,
Будет реять оно над землёй,
Имя Сталин нам будет светить
Вечным солнцем и вечной звездой.

1953

8 марта 1953 года восьмиклассник Володя Высоцкий пройдя мимо гроба с телом покойного И.В.Сталина вернулся домой и написал стихотворение "Моя клятва". сохранилось оно благодаря тому, что мама Володи, Нина Максимовна напечатала его в стенгазете учреждения где она работала.

Через много лет друг В.Высоцкого В.Акимов вспоминал:
"Особой доблестью среди ребят считалось пройти в Колонный зал. Мы с Володей были дважды - через все оцепления, где прося, где хитря; по крыша, по чердакам, пожарным лестницам; по чужим квартирам, выходившим черными ходами на другие улицы или в проходные дворы; под грузовиками, под животами лошадей. Опять вверх-вниз, выкручиваясь из разнообразнейших неприятностей, пробирались, пролезали,. пробегали, ныряли, прыгали, проползали. Так и прощались с Вождем"

Источник: vysotskiy.lit-info.ru


Все права сохранены  ©  Шут-ки.нет

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://shut-ki.net/kult/read/S-kem-by-byl-segodnja-Vysockij.html